Ну, про Бирюлёво - 2
Oct. 15th, 2013 01:09 amПространная цитата из медленно читаемого Джеффри Александера. К вопросу о том, зачем всё это в стотысячный раз писать в Фейсбуке, ЖЖ, Вконтакте, Твиттере and wherever. Перевод такой себе, но положим.
«Зло, в вариациях от просто вульгарного тошнотворного до по-настоящему омерзительного глубинным образом подразумевается в символическом формулировании и институциональном поддержании добра. По этим причинам институциональная и культурная жизненная сила зла должна постоянно сдерживаться. Граница, отделяющая сакральное (тут распознающий софт предложил прекрасный вариант, «шквальное» – сТЛ) от профанного, должна проводиться и повторно проводиться снова и снова; эта демаркационная линия должна сохранять свою жизнеспособность, иначе все будет потеряно. Зло не только подвергается символизации когнитивным образом, по и переживается живо и эмоционально <…>. Посредством таких явлений, как скандалы, моральные паники, публичные наказания и войны, общества получают возможность вновь пережить и вновь вычленить в окончательной форме врагов добра Изматывающие переживания ужаса, резких перемен и страха создают возможности для очищения, которые поддерживают жизнь в том, что Платон называл «памятью правосудия».
Только с помощью таких непосредственных переживаний - обеспечивающихся взаимодействием или символической коммуникацией - члены общества познают зло и научаются его бояться. Эмоционально-нравственный катарсис, который Аристотель описывал как основу трагического опыта и знания, также занимает центральное место в таких опытах познания зла и ощущения страха перед ним. Такое знание и страх запускают процесс разоблачения зла в других и признания наличия злых намерений у себя самого, а также ритуалы наказания и очищении в сообществах. В свою очередь, и процессы и ритуалы вдыхают новую жизнь в сакральное, нравственное и доброе.
Иными словами, зло производится не просто для того, чтобы поддерживать господство и власть, как заявили бы Фуко и Маркс, но чтобы сохранять возможность выносить положительные оценки. Зло необходимо кодировать, превратить в нарратив и воплотить в каждой социальной сфере в интимном кругу семьи, в мире науки, в религии, в экономике, в правительстве, в первичных сообществах (primary communities). В каждой сфере и в каждом национальном обществе, которое рассматривается как единое целое, существуют хорошо разработанные нарративы о том, как зло развивается, и о том, где можно ожидать его появления, о решающих сражениях между злом и добром, и о том, как добро может вновь восторжествовать над злом»
[Александер Д. (2013). Смыслы социальной жизни: культурсоциология / пер. с англ. Г.К.Ольховикова под ред. Д.Ю.Куракина. — М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», с. 329-330].