Ещё продолжение: Симьен, Аксум.
Dec. 28th, 2006 10:48 am• Ещё по дороге к Аксуму - национальный парк "Горы Симьен". Перед ним - Дебарк, совсем in the middle of nowhere, там продают билет, дают скаута (проводника, просто говоря) и к нему человека с автоматом. Пока едешь и ходишь по горам, этот человек все время с тобой, молчит и улыбается. От кого охраняет - не совсем понятно. Это всё очень красиво, потом фотографии. Можно смотреть на животных - Gelada Baboon, Walia Ibex (вот такой примерно), карликовая антилопа, птицы какие-то невероятные. Там можно, в этих горах, ходить в поход на 9 дней, но не представляю, как это, потому что 4000 метров и я, например, еле ползал. По дороге показали обрыв, с которого при полковнике сбрасывали провинившихся, такой дешёвый способ смертной казни.
• Интернет-кафе в Дебарке - небольшая будочка с одним компьютером, связь довольно быстрая, но очередь большая. Попались два голландца, путешествовавших на собственном джипе и направлявшихся оттуда, насколько я понял, в Хартум. Спросил у мальчика, который работает в этом самом интернет-кафе, безопасно ли в Судане, он говорит так задумчиво: "Ну, иногда да... иногда нет...".
• Сам Аксум - меньше, чем о нём говорят. Не в физическом смысле меньше, хотя он маленький, а это менее интересно, чем кажется (впрочем, может быть, эффект исчезает, если ехать как положен, против часовой стрелки). Одна стела стоит, вторая лежит сломанная в трёх местах, производит гораздо более сильное впечаление, третья лежит разобранная, её совсем недавно привезли из Рима (где она была со второй половины тридцатых годов, итальянцы забрали в качестве трофея), все думают, как бы теперь её поставить на место. Ещё одно поле стел - совсем странное: обнесённый колючей проволокой участок, стелы небольшие, метра по три, рядом верблюды объдают кактусы, такие, вроде опунции. Их и люди едят, но только, говорят, в сезон дождей.
• Здесь же - несколько гробниц и подземных дворцов (второе только так звучит, это очень небольшие помещения, в них сейчас живут летучие мыши, много). Во дворце - стена, за которой, вроде бы, пустота, к стене прилагается местная легенда, что раньше был тоннель до Красного моря, вроде бы, в Эритрее найлен его фрагмент, но, кажется, это всё-таки urban legend. Эритрею от Аксума видно - "Во-он та", - говорят, - "большая гора уже в Эритрее". Соответственно, здесь и в Адуа больше всего ООНовских машин, там разделительные войска стоят на границе. Адуа - это даже не знаю как что. Как Бородино, видимо. Там император Менелик в 1896 году разгромил итальянскую армию. Вообще, эта битва и избавление от итальянской оккупации в сорок первом - основные точки конструирования нации. Выглядит довольно странно для внешнего наблюдателя, потому что история у страны очень долгая. Но, с другой стороны, наверное, не более странно чем нынешние попытки отстроить в в России национальную идентификацию от победы в Великой Отечественной. При этом, посольку государь-император получил убежище от итальянцев в Англии, англичан очень любят, и один из главных проспектов Аддис-Абебы - Авеню Черчилль.