Купил тут, будучи в "Фаланстере", среди прочего Фрейда - такой акуратный том с двумя работами, про человеку-крысу и человека-волка. Среди прочего, во второй части обнаружился рисунок С.П. - с теми самыми волками, которые, как известно, сидели на ореховом дереве.
Ужасно трогательные, кажется. Они, конечно, вот это:
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
Мне всегда так казалось, а тут выяснилось, отчего казалось: у Панкеева День Рождения был на Рождество (из чего Ф. вообще делает много далекоидущих выводов). Но конечно, самое интересное - это смотреть, как доктор, будучи в данном случае совершенно не уверен в своих силах, с одной стороны очень старается быть честным, а с другой - с трудом скрывает раздражение, что вообще приходится об этом писать. Типа:
"Третья особенность описанного здесь анализа опять-таки затруднила решение опубликовать его. Результаты его в общем вполне удовлетворительно совпадали с нашими прежними знаниями или составляли хорошее к ним дополнение. Но некоторые детали казались мне такими замечательными и невероятными, что у меня явилось сомнение в возможности завоевать для них доверие других. [...] В таком случае мне ничего другого не оставалось, как вспомнить ту мудрость, которая гласит, что между небом и землей происходят такие вещи, какие и не снились нашим мудрецам".
Или так: "После этого пространного и подробного описания, на которое я решился ради того, чтобы предложить читателям хоть что-то, сопоставимое по силе убеждения с самим анализом, они, пожалуй, уже не станут требовать публикации отчётов об анализе, растянувшемся на несколько лет". Бу-бу-бу практически.
Панкееву, между тем, оказывается, вообще не везло с психиатрами. В сопровождающей статье описывается история (ранее мне неизвестная) о том, что после самоубийства сестры Панкеева, родители его решили основать в Одессе психоневрологическую лечебницу, о чем со слов отца Панкеева узнал Бехтерев, к которому Сергея Петровича привезли консультироваться. Первая консультация состоялась в гостинице, где они остановились, когда приехали в Петербург, после чего Бехтерев позвал С.П. на сеанс гипноза. На сеанс этот его провели вне очереди, а перед тем, как вывести пациента из гипнотического состояния Бехтерев сказал:
"Как вам известно, ваши родители хотят пожертвовать крупную сумму на учреждение неврологической больницы. Так вот, в Санкт-Петербурге вскоре начнётся строительство здания для Психоневрологического института. Институт этот создаётся для того, чтобы изучать причины нервных заболеваний и методы их лечения. Дело это очень важное и нужное, поэтому вы постараетесь повлиять на вашего отца и убедить его в том, что средства ему надо пожертвовать на нужды Психоневрологического института".
О фандрайзинге вообще многие соблазняются.